Чистка ковров и рынок услуг 


Чистка ковров и рынок услуг

Химчистка ковров как востребованное и перспективное направление бизнеса

Немного издалека или о сфере услуг как наиболее динамично развивающейся отрасли экономики

В последние десятилетия лицо экономики меняется на глазах. Даже те, кого это мало интересует, не могли не слышать такие выражения как «постиндустриальное общество» или «информационная экономика». И действительно, если еще совсем недавно во главу угла ставился товар (продукт производства), который был главной целью и ценностью экономической деятельности, то сегодня акценты сместились.

Во-первых, сформировался и продолжает стремительно набирать обороты огромный рынок услуг. Научно-техническая революция приводит к появлению большого числа новых и повышению качества существующих.

Во-вторых, во все большей степени и для все большего числа товаров раскрытие потенциала полезных качеств происходит в контексте их взаимосвязей со сферой услуг. Касается ли это сложной техники, эффективная и рентабельная эксплуатация которой невозможна без оказания поставщиком или иными специализированными компаниями высококачественного сервиса (другими словами ─ услуг, дополненных прилагательным «сервисные»). Или речь идет о потребительских товарах, для многих из которых справедливо правило ─ чтобы максимально полно удовлетворять становящиеся все более разнообразными запросы потребителей, необходимо быть вовлеченным в орбиту действия сферы услуг.

Оказание услуг ─ наиболее динамично развивающаяся отрасль экономики. Их удельный вес в валовом внутреннем продукте постоянно растет. В наиболее развитых странах на услуги приходится до 2/3 ВВП и такая же доля занятого населения. Для рынка труда очень важно, что развитие сферы услуг способствует созданию новых рабочих мест. А для каждого человека на первом месте положительное влияние сферы услуг на улучшение качества жизни. Услуги, в т. ч. бытовые, частью которых является химическая чистка, включая чистку ковров, сводят к минимуму необходимость заниматься порой тяжелым и неблагодарным домашним трудом и увеличивают количество свободного времени.

В зеркале цифр

В России после старта экономических реформ в конце XX столетия сеть бытового обслуживания населения понесла значительные потери. На начало 2000 года число предприятий, оказывающих бытовые услуги, сократилась в два раза по сравнению с 1993 годом. Этот процесс сопровождался снижением объемов всех видов бытовых услуг. Но затем ситуация начала постепенно выравниваться и последующие полтора десятилетия, пусть и не каждый год, были отмечены положительной динамикой натуральных показателей и ростом индексов цен. Началось возрождение отрасли.

По данным Росстата в 2016 году суммарный объем всех оказанных населению Российской Федерации бытовых услуг составил 879 531,9 миллионов рублей. Из них на химическую чистку и крашение (именно так эта статья «прописана» в статистических отчетах) пришлось 0,7% или 6259,8 млн. рублей. Это втрое больше количества денег, оставленных россиянами в кассах прачечных, но почти в пятьдесят раз меньше, чем было потрачено ими на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования.

Надо сказать, что в России доля химической чистки в общем объеме бытовых услуг достаточно стабильна: с 2005 года она не поднимается выше 0,9 и не опускается ниже 0,7 процентов. С одной стороны, принято считать, что «стабильность ─ признак мастерства», но с другой ─ в случае услуг химчисток в России ─ приходится говорить об их очевидной недостаточности, соответственно, значительных резервах для роста. Ведь хотя объем услуг на душу населения, оказываемых химчистками, рос почти ежегодно, абсолютные цифры совсем невелики ─ 12 рублей в 2005 году и 42 рубля в 2015-м.

В качестве сравнения можно привести рынок услуг химической чистки и профессиональной стирки в Нидерландах. В стране с населением примерно в девять раз меньшим, чем в России, годовой оборот отрасли составляет почти 150 млн. евро. Т. е. примерно 90 евро на каждого жителя. Или по нынешнему состоянию валютного курса 5 400 рублей. Соотношение, близкое к показателю 1:100.

В Германии суммарный оборот всех химчисток без прачечных составляет 0,9 млрд. евро или в девять раз больше, чем в России.

В Италии одна химчистка приходится на 5 тысяч человек. Справедливости ради следует отметить, что в большинстве случаев это мини-предприятия с несколькими занятыми. Если такое же соотношение было в России, в стране функционировало бы порядка 30 тыс. предприятий этого профиля. На самом деле их в 8 раз меньше.

И все же с 2000 года в России происходит ежегодный прирост объемов услуг химической чистки в сопоставимых ценах к предыдущему году. Единственный раз за 16 лет он снижался в 2009 году. Но индексу физического объема услуг химчистки и крашения в процентах к предыдущему году не всегда удается преодолеть 100-процентную отметку. С 2009 по 2011 год включительно, в 2013-м, в 2015 и 2016 гг. он сокращался на несколько процентов. Самое большое падение отмечалось в 2009 году ─ на 9 процентов.

«Анатомия» спроса и предложения

В сегменте услуг химической чистки, важной частью которого является чистка ковров, отмечается наличие двух, если и не взаимоисключающих, то разнонаправленных тенденций.

Одна ─ растущие требования клиентов к качеству обслуживания и оказываемых услуг, что стимулирует внедрение современных технологий и использование эффективного оборудования. Другая ─ бытовая химическая чистка в России характеризуется недостаточной насыщенностью рынка, что проявляется в т. ч. в недостатке предприятий в целом ряде регионов. (Москва, на которую приходится примерно пятая часть всего объема оказываемых в России услуг химической чистки, к ним не относится). Следствие этого ─ низкий уровень конкуренции, что плохо не только для потребителей, но и в конечном счете для самих предпринимателей. Часть из них продолжает эксплуатировать малоэффективное, предельно изношенное, а потому неэкономичное энергоемкое оборудование, не совершенствуют формы работы с заказчиками, не идет вперед, продолжая воспроизводить малоэффективные приемы хозяйствования из канувшей в лета административно-хозяйственной системы.

Спрос на услуги химической чистки обусловлен совокупностью целого ряда факторов. Главные из них: количество приемных пунктов или готовность предприятий самостоятельно организовать доставку подлежащих чистке предметов и соотношение средней цены услуг с уровнем доходов населения (т. е. транспортная и финансовая доступность), а также удовлетворенность качеством работ.

Важный аспект для востребованности любой бытовой услуги ─ насколько целесообразным в части экономической выгоды, высвобождения времени и сохранения сил видит большинство населения отказ от самостоятельного выполнения работы в пользу специализированной компании. И здесь у химчисток есть сильный аргумент ─ квалифицированно выполнить химическую чистку может далеко не каждый. А применительно к полноценной чистке ковра альтернативу «сделай сам» рассматривать всерьез вообще не приходится. По причине специфических особенностей их производства и свойств используемого сырья, квалифицированно очистить ковер от загрязнений, восстановив при этом утраченные свойства, по силам только специалистам в условиях технически оснащенного специализированного предприятия.

Кроме того, что чистка ковров в домашних условиях не только менее эффективна, чем чистка ковров с вывозом, она просто технически крайне затруднительна, например, из-за огромного количества необходимой для этого проточной воды. Поэтому настенные ковры и ковры напольные лучше чистить вне дома. Но иногда, если речь идет о напольных покрытиях в виде ковролина, укрывающих пол помещения целиком от стены до стены (такой вариант очень популярен в США, например), используется домашняя чистка ковров (ковролина). Это делается примерно раз в полгода с помощью специальной машины, оснащенной вращающимися щетками со съемными насадками. Используются горячая вода и шампунь для чистки ковров. Стоимость такой услуги в США ─ 30-50 центов за квадратный фут, или в системе СИ и российской валюте ─ 180-300 руб/м2.

Интересно, что в некоторых странах возможности чистки ковров в домашних условиях даже регламентированы законодательно. Так, в соседней Беларуси нормативный документ «Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений» сказано, что граждане обязаны «производить чистку ковров и иных бытовых вещей в местах, определяемых организацией».

Конкурентная борьба между участниками рынка химической чистки, включая такие направления, как химчистка ковров, идет по целому комплексу показателей. Первое, что делает клиент, ─ заглядывает в прейскурант, чтобы узнать, сколь широк ассортимент предоставляемых услуг и их стоимость. С коврами, выполненными из каких материалов, какого диапазона размеров и возраста (степени изношенности) работает химчистка. Общероссийский классификатор услуг населению перечисляет следующие услуги, связанные с чисткой ковров: химическая чистка ковров и ковровых изделий, химическая чистка мебели и ковров на дому, аппретирование ковров после химической чистки, грязеотталкивающая обработка поверхности ковров и ковровых изделий, обработка латексом изнанки ковров и ковровых изделий и при необходимости реставрация ковровых изделий.

Ценовая политика может подразумевать определенную гибкость системы ценообразования с использованием скидок. Например, за лояльность компании (накопительные скидки) или в зависимости от срока выполнения заказа (кто согласен подождать, платит меньше). Кстати, продолжительность выполнения заказов ─ также один из вопросов, интересующих клиентов в первую очередь.

О том, каково качество услуг, прейскурант напрямую не скажет, но об этом можно судить по отзывам других клиентов и собственным впечатлениям по результатам первого заказа. Каждый клиент важен для компании не только сам по себе, как постоянный заказчик, но и как источник позитивной информации о компании, добровольно рекомендующий ее своим друзьям и знакомым.

Клиент крайне отзывчив на индивидуальный подход к себе. Особенно, если ему окажут необходимые консультации и из всего разнообразия услуг помогут выбрать действительно самые нужные. И еще он высоко оценит не только то, насколько качественно выполнена чистка ковра, но и вежливость, пунктуальность, компетентность персонала. Для многих важно, какую ответственность готова понести компания в случае некачественного выполнения работ (страхование услуги). Им хочется получить аргументированные доказательства того, что стирка ковра (если таковая предусмотрена техпроцессом) и щетка для чистки ковров никак не навредят изделию и не изменят внешний вид ковра. Интересуют заказчиков вопросы безопасности химической чистки изделий для их собственного здоровья. Насколько безвредно и не останется ли после обработки на ворсе средство для чистки ковров.

При выборе химчистки для многих клиентов эти аспекты могут оказаться более значимыми, чем разница в цене.

При чистке ковров, часто весьма тяжелых и требующих аккуратного, в т. ч. при перевозке, обращения, для клиента важно, как компания решает проблему транспортировки ковров. Выигрывают те, кто готов сам идти к клиенту, а не ожидает, пока он сам соберется в его офис.

Задача любого бизнеса ─ снижать издержки и повышать рентабельность. На развитие предприятий, в ассортименте услуг которых представлена чистка ковров, влияют и внешние факторы, которые клиентов мало интересуют, но не могут не отражаться на цене получаемых ими услуг. Это ─ величина арендных ставок на рынке недвижимости, уровень налогов и размеры выплат по коммунальным платежам. Здесь приходится учитывать, что химчистка ковров сопряжена с большими затратами воды и тепловой энергии.

Сегодня российские эксперты смотрят в будущее отрасли бытового обслуживания с оптимизмом, полагая, что она будет успешно развиваться, несмотря на непростую экономическую ситуацию. С еще большей уверенностью можно говорить о положительных перспективах химической чистки ковров. Ведь многие россияне пока только начинают чувствовать «вкус» к ней. А, как известно, аппетит приходит во время еды.



В СТИРКУ С БЕСПЛАТНОЙ ДОСТАВКОЙ

Оставьте, пожалуйста, ваши контакты, и вскоре дежурный оператор свяжется с Вами, чтобы согласовать, где и когда мы сможем принять Ваши ковры в стирку или чистку.

Оставить заявку

МЫ В СОЦСЕТЯХ

НОВОСТИ КОМПАНИИ

19.06.2017По просьбам постоянных клиентов мы запускаем программу лояльности с новыми скидками

02.06.2017Теперь для тех, кому удобнее написать, чем позвонить, в правом углу сайта появилась форма для быстрой консультации у оператора.

29.01.2016На сайт добавлены видео-отзывы

10.10.2015Теперь вы можете оплатить чистку ковров банковской картой

12.11.2014В утренней программе НТВ вышел репортаж с нашей фабрики

26.10.2014Полностью обновили нашу технологическую линию, качество и скорость работы выросли.

10.02.2013Мы выполняем защитную обработку ковров от жидких загрязнений, а также, наносим антистатическую пропитку.